Так, при ДЦП выделяют уровни по состоянию моторных функций пациента:

  • ходит сам;
  • сложно, но ходит без дополнительной поддержки;
  • передвигается с тростью или ходунками;
  • не ходит, для положения сидя нужна опора;
  • не способен менять положение тела самостоятельно.

Реабилитация является основным способом лечения при ДЦП. Хотя ее эффективность сильно зависит от формы и степени тяжести заболевания, в целом, при правильном подборе удается добиться значительных улучшений. Важный фактор — раннее начало реабилитации. Если начать ее в первый год, прогноз более благоприятный, чем в случаях, когда патология успевает перейти в запущенную форму и развиваются вторичные поражения.

Реабилитация включает в себя комплекс мер, направленных на нормализацию мышечного тонуса, стимулирование развития функций, которые развиваются медленней нормы, а также разработку силы мышц для самостоятельного передвижения и мелкой моторики, психологическую коррекцию и обучение навыкам самообслуживания. Это длительный процесс, результаты которого могут быть заметны не сразу. Однако современные методы позволяют заметно улучшить качество жизни ребенка, уменьшить выраженность негативных последствий патологии, а в некоторых случаях фактически устранить их.

Принципы и этапы реабилитации при ДЦП

При проведении реабилитационных мероприятий используются в комплексе несколько принципов, которые включают различные аспекты работы с пациентами:

  • коррекция двигательного дефекта — при ранней реабилитации основной акцент ставится именно на разработку опорно-двигательного аппарата, обучение навыкам ходьбы и передвижения, а также жевания и глотания пищи, посещения туалета. Остальные аспекты проявляются чуть позже;
  • эмоциональное развитие — игры, рисование, музыка используются, чтобы стимулировать органы чувств и, соответственно, нервную систему.
  • социальная адаптация — если со взрослыми из членов семьи и медицинскими работниками такие дети взаимодействуют достаточно часто, то развитие навыков общения с другими детьми требует дополнительного внимания;
  • интеллектуальное развитие — с детьми такие занятия проводятся в игровой форме, чтобы помочь достигнуть нормы или приблизиться к ней;
  • психическая реабилитация — при сохранности интеллекта и способности осознать свое положение ребенок может испытывать серьезные эмоциональные страдания, поэтому в состав реабилитации включается работа с психологом, чтобы помочь ребенку справиться с негативными эмоциями и отношением к себе и мотивировать его на развитие и борьбу с проявлениями патологии.

В ходе реабилитации выделяют следующие этапы:

  • первичный — диагностика и определение степени тяжести, первый раз может быть проведена неонатологом сразу после рождения, далее педиатром. Включает в себя комплексное обследование с анализом двигательных функций, рефлексов, нейропсихологического развития, в том числе с инструментальными исследованиями (КТ, МРТ) головного мозга, функциональными тестами и использованием других диагностических методов. При установлении диагноза сразу после рождения проводится лечение для снятия отека и нормализации кровообращения и снабжения мозга кислородом;
  • острый — после установления диагноза незамедлительно назначается и начинает проводиться комплексное лечение с использованием медикаментозных, медицинских и других методов реабилитации для стабилизации состояния ребенка и предотвращения развития осложнений;
  • реабилитационный — на этапе с помощью физиотерапии, лечебной физкультуры, занятий с логопедом и психологом, других методик удается восстановить двигательные функции и достигнуть улучшения по другим показателям;
  • поддерживающий — продолжение занятий, поддержание физической активности и социальных контактов позволяют закрепить результаты и избежать регресса.

Если говорить о возрасте, то у детей до 2 лет основное значение имеет стимулирование двигательной активности, до 5 лет — упражнения для снятия тонуса мышц, до 10 лет — коррекция патологических паттернов движения. То есть выбор методов определяется сочетанием факторов — типом патологии, тяжестью течения, возрастом пациента и др.

Методы реабилитации детей с ДЦП

Они позволяют улучшить кровообращение в мышцах, снять отеки, увеличить диапазон движений и гибкость, а также уменьшить или убрать боль. Если за малыша движениями управляет взрослый, то по мере роста ребенок может уже освоить упражнения и выполнять их самостоятельно. Важнейшее условие для достижения успеха — регулярность занятий. Необходимо выполнять назначения, касающиеся как частоты, так и длительности нагрузки. Перерывы могут свести на нет все предыдущие успехи, поэтому в данном случае нельзя проявлять жалость и разрешать пропускать занятия.

Лечебная физкультура

ЛФК включает в себя не только физические упражнения с помощью инструктора, но и танцевальную хореографию, включающую в себя подобранные движения, а также подвижные игры. Кроме двигательной активности, такие занятия помогают развивать слух и координацию движений, учиться выполнять команды инструктора и действовать самостоятельно, а также взаимодействовать с другими детьми при работе в группе. Особенность ЛФК в том, что ей следует заниматься всю жизнь — таким образом можно поддерживать достигнутые результаты реабилитации без регресса.

Кинезиотерапия

Как и ЛФК, это физическая активность для восстановления мышц, осанки, улучшения двигательных навыков, но имеющая ряд особенностей. Например, сюда относят плавание и водную гимнастику, иппотерапию (занятия на лошадях) и дельфинотерапию. Причем контакт с животными зачастую дает более выраженный эффект благодаря эмоциональной вовлеченности ребенка в занятия. Также в кинезотерапию включают занятия на специальных тренажерах. Хорошие результаты дает PNF-терапия — специальные упражнения на растяжение и укрепление мышц, которые подбираются инструктором и выполняются под его контролем.

Массаж

Помогает снять повышенный тонус и расслабить мышцы, стимулирует кровообращение, благодаря чему ткани насыщаются кислородом, замедляют атрофические процессы. Особенно эффективен массаж при проведении его перед занятиями ЛФК или кинезиотерапией, поскольку помогает лучше воспринимать ощущения в теле и улучшает координацию движений.

Войта-терапия

Физиотерапевтический метод, при котором нажатиями на определенные точки вызывают сокращение тех или иных мышц, что позволяет сформировать и улучшить глотательный, жевательный, сосательный рефлексы, быстрее приучиться держать голову, развить другие двигательные навыки, включая удержание равновесия, а у детей более старшего возраста уменьшить сколиоз.

Ортопедические методы

Специальные ботинки, аппараты для укладки во время сна, гипсовые шины и ортезы позволяют зафиксировать конечности и позвоночник, чтобы уменьшить контрактуры, поддерживать физиологически правильное положение тела, уменьшить деформацию скелета.

Хирургические вмешательства

Детям после 3 лет, если ортопедические способы не позволяют уменьшить контрактуры, может быть показано проведение операции.

Роботизированные тренажеры

Экзоскелеты, имитаторы ходьбы и велотренажеры, другие аппараты благодаря большому количеству настроек дают возможность подобрать программу с учетом особенностей каждого пациента для воздействия на нужные мышцы, обеспечивают высокую точность движений, а также благодаря оригинальному дизайну вызывают интерес у детей, что дополнительно мотивирует к занятиям. К этой же группе относятся тренажеры для кинезиотерапии — столы для методов Бобат и Войта, рельсовые системы разгрузки, тренажеры, имитирующие езду на лошади.

Кроме того, могут назначаться медикаменты — противосудорожные, ноотропы, миорелаксанты и средства для нормализации мышечного тонуса, витаминно-минеральные комплексы и др. Некоторые из современных методик используют ботулотоксины для снижения тонуса в определенных мышцах. Применять какие–либо препараты без назначения врача опасно, делать это ни в коем случае нельзя, чтобы не усугубить ситуацию и не спровоцировать развитие других патологий.

Термотерапия — преимущественно при ДЦП используют парафиновые ванночки для стимуляции кровообращения в конечностях, уменьшения спазмов и повышения чувствительности.

Психологическая поддержка — кроме работы с психологом, может включать в себя групповые занятия, общение с лошадьми, дельфинами, другими животными в ходе кинезотерапии, а также семейную терапию. Все это позволяет ребенку справиться со стрессом из-за своего состояния и облегчает социализацию и адаптацию при изменении внешних условий.

Какое оборудование требуется при реабилитации детей с ДЦП

В зависимости от тяжести заболевания ребенку для передвижения могут требоваться специальные кресла-коляски с дополнительной поддержкой правильного положения тела, в более легких случаях — ходунки или трости. Специальные аппараты позволяют обеспечить нагрузку — для пассивной нагрузки в начале реабилитации, если ребенок фактически не может управлять собственными движениями, а также для активного движения, если он осознает и контролирует движение и готов прилагать усилия для достижения желаемого результата. Также применяются специальные тренажеры, вертикализаторы и другое оборудование. Какое именно необходимо в конкретном случае, определяет врач — некоторые виды оснащения можно получить бесплатно по сертификату социального фонда. Многие средства реабилитации для детей с ДЦП вы можете найти в каталоге МЕТ и купить с доставкой в ваш регион. Если вам требуется помощь в выборе или есть другие вопросы, наш сотрудник ответит и поможет разобраться.